В России искусство до XVII века было, в основном, связано с религией. Иконы, храмы, очень разное декоративно-прикладное искусство, в основном, тоже религиозное.
К концу XVII века стало появляться искусство парсун. И это важно. Это была первая попытка написать портреты.
Парсуна — это смесь портрета и иконы. Почему это так значимо? Потому что это первые робкие шаги в сторону светского искусства.
Мы бы так долго и осторожно туда и шагали. Но появился Пётр I, прорубил окно в Европу, а вместе с ним и принёс в Россию европейское искусство.
Представьте, что происходило в сознании людей. Раньше были сплошные иконы, женщины в закрытой одежде, а тут «бац», и женщины с декольте и в корсетах, на стенах портреты и греческие боги.
Но Россия быстро привыкла к новому видению мира. Хотя как Россия. Высшая знать, царская семья - именно их потребности искусство обслуживало почти все XVIII столетие.
Это время барокко (стремление удивить зрителя роскошью) и рококо (лёгкая роскошь, лайтверсия 😂).
Будет интересно, пишите, я вам расскажу
В XIX веке наши художники достаточно насмотрелись, многому научились у западных коллег и своих учителей. И решили постепенно отходить от гос. заказа.
Ну и ещё к тому же произошёл разворот в сторону интереса к личности каждого человека, а не государства.
С этими настроениями связано как раз появление передвижников, художников, которые решили писать народ, показывать его проблемы, радости и переживания, повседневную жизнь простых людей. Это была вторая половина XIX века. Реализм. К этому же времени относятся знаменитые русские пейзажи и картины художников, которых мы все знаем - Шишкин, Айвазовский, Куинджи, Верещагин, Саврасов, Репин.
Дальше наступает ХХ век. Время удивительных перемен.
Начинается он с модерна, который, буквально, был шкатулкой с драгоценностями. Сейчас объясню – это направление было призвано органично украсить жизнь человека, вписать в его повседневность невыносимую эстетику бытия. Врубель, удивительные особняки в центре Москвы — это все модерн. Например, если художник начинал разрабатывать проект особняка, он продумывала все до МЕЛЬЧАЙШИХ деталей, то есть не только само здание, но и мебель, предметы интерьера, даже костюмы для прислуги.
Модерн быстро заканчивается, и начинаются поиски нового языка в искусстве. Более простого и менее дорогого, и сложного. Реализм продолжает существовать. Параллельно появляется много разных течений, которые стремятся от этого самого реализма отойти и перекраивают формы на геометрические фигуры- кубизм, на геометрические фигуры, которые находятся как будто в постоянном движении - кубофутуризм. Малевич придумывает супрематизм (о нем писала в тексте про «Чёрный квадрат»). И все это в одно время! Про другие течения не пишу, чтобы вас не грузить, но их было много, поверьте! Кстати, это и есть русский авангард. Авангард - с французского переводится как передовой отряд, кстати. Ну они действительно были передовиками и новаторами.
В 30-е годы ХХ века государство решает взять искусство в свои руки. Запрещает все, что им не нравится и непонятно. И утверждает один единственный правильный стиль - соцреализм. Картины в соцреализме должны были быть понятны, должны отражать реальность, слегка ее приукрашивая, чтобы казалось, что у нас не жизнь, а мечта. Отсюда в соцреализме красивые спортивные и счастливые люди, которые приветствуют новый завод, или радуются празднику в честь годовщины революции, или что-то строят. Власть настолько плотно занималась искусством тогда, что неугодных и неправильных художников могли и расстрелять за формализм.
Что такое формализм? Когда форма важнее содержания. Как вы понимаете, ЛЮБОЕ произведение искусства могло попасть под это описание :) но да ладно. «Опять двойку» все помнят из учебников и любят — это как раз «махровый» соцреализм.
С ослаблением политического режима, иначе говоря, со смертью Сталина, искусство делится на две части. Это уже вторая половина ХХ века.
Другое искусство - художники, которые поверили в свободу слова и решили повторить опыт русского авангарда. Им особенно развернуться не давали.
Суровый стиль – продолжение соцреализма, но с другим окрасом, более печальным, что ли. Все же это было искусство поколения, которое было искалечено войной, но строило заново разрушенную страну.
Захотите узнать больше? Пишите!
Про Черный квадрат, если интересно, можно прочитать на сайте!
В 80-е годы ХХ века появляется больше свободы в искусстве, кто-то из художников уходит в воспоминания о великом русском наследии, кто-то в беспредметность, а кто-то в новые виды искусства совсем - концептуализм, например. Это когда идея важнее формы и способов ее выражения. Появляются инсталляции, которые полностью вовлекают зрителя в произведение, с одним лишь стремлением - передать ему идею, появляются картины из текста, появляются акции художников, цель которых также передать идею автора, его мысли о нашей реальности.
Ну а дальше уже наше время:) век цифровых технологий, а значит, и время цифрового искусства. Но! все описанные выше направления продолжают своё существование в том или ином виде до сих пор.
Очень надеюсь, что стало немного понятнее.
Если нет, пишите, спрашивайте, расскажу 😁